Наш мастер-класс сегодня о применении арт-терапевтических технологий в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью в инклюзивном формате.
Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества.
Арт-терапия – это лечение искусством. Это форма психотерапии, основанная на искусстве, при которой происходит выражение эмоциональных переживаний и чувств ребенка посредством специально подобранных технологий.
Искусство оказывает положительное влияние на развитие ребёнка с любой степенью ограничений здоровья.
Все виды искусства, с которыми ребенок с проблемами соприкасается в дошкольном и школьном возрасте, влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Общение с искусством помогает ему избавиться от негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить на новый путь отношений с окружающим миром.
Ребёнок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Демонстративность, негативизм, агрессия (формы психической защиты)уступают место инициативности, творчеству.
Практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.
Важно, что для занятий арт-терапией педагогу или воспитателю не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. Занятия строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания. Это позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта.
Преимущество арт-терапии состоит в том, что всегда можно подобрать ту форму работы, которая наиболее близка и интересна ребенку.
Арт-терапевтические занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю, длительностью от 15 минут и более, в зависимости от возраста ребенка и сложности запроса.
Курс занятий обычно от 3–5 до 12 недель.
В своей работе можно использовать следующие арт-терапевтические технологии:
1. Изотерапия - это терапия, в первую очередь, рисованием, одна из самых популярных арт-терапевтических технологий. Ребёнок может выразить себя, свои мысли, переживания, эмоции и чувства – все, что скрыто в его внутреннем мире – с помощью линий, форм и цветов на бумаге или холсте. Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина, сыпучие продукты (крупы, горох, фасоль, макароны) засушенные листья. В последнее время особенно популярны рисование пальцами и ладонями, пульверизатором, губкой или ватными палочками; рисование на стекле, аппликации и т. д.
Кроме того, занятия изотерапией способствуют раскрытию творческого потенциала и открывают в человеке новые ресурсы и возможности.
2. Цветотерапия–это технология, направленная на корректировку психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. В работе используется метод погружения в определенный цвет, цветовая медитация (то есть созерцание цвета в какой-то временной отрезок).
А сейчас мы перейдем ко второй части мастер-класса – практической и в этом случае выбрано «создание новогодних шаров с использованием акриловых красок», а также создание шара как элемента интерьера в форме круга, декорирования красками в ручную.
Материалы:
Алла Долматова, специалист по коррекции и педагог поделилась: "Я предлагаю специалистам по коррекции, арт-терапии и сенсорному развитию принять в практике такой формат мероприятий как творческие мастер-классы с элементами арт-терапии. В нашем мастер-классе дети учатся не только работать с различными материалами и текстурами, но и изучают формы, цвет, учатся сочетать цвета и создавать новые цвета, смешивая разные тона и краски, так например, чтобы получить зеленый, мы смешиваем с детьми синий и желтый и в результате получаем желаемый цвет. А также во время творческого процесса на занятии у детей улучшается психо-эмоциональное состояние, моторика рук, внимание и удержание внимания. Дети учатся работать в команде и помогать друг другу."